Комментариев: 1 Просмотров: 306
Якутск 2009. две Волги.
В типаже ГАЗа, начиная с послевоенного периода, постоянно прослеживаются линии двух семейств - среднего и представительского классов. Первая идет от ГАЗ-20 "Победа" (1946-1958 гг.), за этой моделью следуют многочисленные "волги" -ГАЗ-21 (1956-1970 гг.), ГАЗ-24 (1968-1994 гг.), ГАЗ-31029 (1994-1997 гг.) и ГАЗ-3110 (с 1997 года). Вторая образована модельным рядом: ГАЗ-12 "ЗИМ" (1950-1959 гг.), ГАЗ-13 (1959-1978 гг.), ГАЗ-14 (1977-1989 гг.) и ГАЗ-3102 (с 1981 года). В 1952-1956 годах выпускался также пол-ноприводный грузопассажирский ГАЗ-69, производство которого было передано на Ульяновский автозавод.
Если говорить об инженерном менталитете завода, то и в технологии, и в конструкции своих автомобилей он в немалой степени тяготел к американской школе. Отчасти это объясняется тем, что многие инженеры ГАЗа прошли подготовку в США в начале 30-х годов.
Алюминиевые блок и головка блока цилиндров появились на серийных легковых ГАЗ-21 В "Волга" уже в 1957 году, когда лишь считанные модели европейских фирм располагали такими моторами. В 1959 году на ГАЗ-13 "Чайка" стал устанавливаться алюминиевый V-образный 8-цилиндровый двигатель. Дисковые тормоза были внедрены на ГАЗ-14 "Чайка" в 1977 году и на ГАЗ-3102 "Волга" в 1981-м, гидравлические толкатели клапанов - в 1977 году на ГАЗ-14, двигатель с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров и впрыском топлива устанавливается на ГАЗ-3102 с 1995 года.
На ГАЗе было создано немало экспериментальных машин. Они позволили найти новые направления развития автомобильной техники. В их числе - двухместная малолитражная машина с двумя ведущими мостами ГАЗ-73 (1955 год), самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа (ГАЗ-62, 1956 год), двигатели с форкамерно-факельным зажиганием. Много интересных разработок нашло применение на единичных образцах гоночных машин ГАЗ: алюминиевый несущий кузов (1951 год), реактивный двигатель (1954 год), пневматическая подвеска колес (1956 год).
Особого внимания заслуживает конструкция модели ГАЗ-20 "Победа", выпущенной в 1946 году. Впервые в практике отечественного автомобилестроения она имела несущий кузов и независимую переднюю подвеску. На последующих машинах нашли применение гипоидная главная передача и гидромуфта (ГАЗ-12 или "ЗИМ", 1950 год), гидромеханическая коробка передач (ГАЗ-21, 1956 год), панорамное лобовое стекло (ГАЗ-13 "Чайка", 1959 год).
Одним из первых в мировой практике, после экспериментов с трехосными легковыми вседорожными автомобилями, ГАЗ освоил выпуск легкового ГАЗ-61 с колесной формулой 4 х 4. В годы второй мировой войны узлы этой машины использовались также на ГАЗ-67 и его более известной серийной модификации ГАЗ-67Б, которые служили как связные и командирские автомобили. В армии вездеход получил прозвище "Иван-Виллис".
В 1936 году на модели ГАЗ-М1 были применены контактно-масляный воздушный фильтр, автомат опережения зажигания и регулируемое сиденье водителя. Впервые в практике ГАЗа с 1940 года начался выпуск 6-цилиндровых двигателей, которые применялись на легковой модели ГАЗ-11-73. Она была оснащена стабилизатором поперечной устойчивости в подвеске и полуцентробежным механизмом сцепления.
На протяжении многих лет конструкторы завода А.А. Липгарт, В.А. Грачев, Н.А. Юшма-нов, В.А. Смолин и другие разработали ряд передовых для своего времени автомобилей, пользовавшихся высокой репутацией в стране.
ГАЗ ориентировался на легковые модели среднего класса, достаточно прочные и приспособленные к отечественным дорожным условиям.
Создание завода ГАЗ означало выход российского автомобилестроения на новый технологический уровень массового конвейерного производства. Такой технологии соответствовала конструкция автомобилей "Форд", ей же следовала и техническая политика ГАЗа. Его модели, последовавшие за машинами "Форд", были предельно унифицированными, сохраняли технологическую преемственность и были максимально простыми и дешевыми в производстве.
Завод был введен в строй через 3,5 года после начала строительства. Первые грузовики марки НАЗ сошли с конвейера 29 января 1932 года, а первые легковые машины - в декабре того же года. К тому времени Нижний Новгород был переименован в Горький, и предприятие стало называться "Горьковский автомобильный завод", сокращенно ГАЗ. Теперь городу возвращено прежнее название, но торговая марка ГАЗ сохранена.
Основой для сооружения гигантского для начала 30-х годов автомобильного завода в Нижнем Новгороде послужил подписанный 31 мая 1929 года договор между "Форд Мотор Компани" (Ford Motor Company) и руководством экономикой СССР. Американская фирма оказала техническую помощь при постройке, оборудовании завода, обучении специалистов. Она также передала лицензию на изготовление грузовиков "Форд-АА" и легковых машин "Форд-А". В качестве оплаты советская сторона приобрела 72 тысячи комплектов деталей, из которых в Москве и Нижнем Новгороде до пуска нового предприятия должны были собираться автомобили "Форд". За них было уплачено 72 миллиона рублей в валюте.
Горький/Нижний Новгород, СССР/Россия, 1932-
Дважды Ордена Ленина,Ордена Красного Знамени и Ордена Отечественной войны 1 степени Горьковский автомобильный завод.
6 января 2011 г., 09:55
Запомнить
Дважды Ордена Ленина,Ордена Красного Знамени и Ордена Отечественной войны 1 степени Горьковский автомобильный завод. - VOLGA.Ykt.Ru | Dnevniki.Ykt.Ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий